ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Смирнова Н.В., логопед СШ №28, г. Мурманск

Современная школа имеет возможность использовать компьютерную коррекционно-логопедическую поддержку курса (ККЛПК) для совершенствования общепринятых и коррекционных методов и приёмов, а также интегрированного подхода к решению учебно-развивающих задач.

Компьютерная поддержка логопедических занятий специфична, так как наряду с обучающими задачами, необходимо решать и коррекционные. Кроме того, логопед работает традиционно в начальной школе. Необходимо решить ряд вопросов:

- обеспечить коррекцию развития и полноценность образования при использовании компьютера;

- определить круг тем по использованию компьютерных эаданий;

- выбрать программные средства:

- выявить уровень сформированных знаний и умений по информатике;

- определить форму компьютерных занятий.

Меняется и сама структура логопедического урока. В традиционные этапы включаются обсуждения компьютерного задания с точки зрения его содержания и технологии выполнения, вербализация (проговаривание) задания без использования компьютера и лишь затем работа с ним (10-15 мин.).

Опыт показывает, что наиболее значимым остается этап непосредственной работы с логопедом. В это время происходит не только понимание и усвоение темы, но и подготовка к работе с компьютером. На логопедических уроках особое внимание уделяется ориентировке в пространстве и развитию мелкой моторики. Работа с клавиатурой и манипулятором “мышь” частично решают эту проблему. Коррекция и координация происходят на непроизвольном уровне, так как в этот момент велик интерес и мотивация ученика.

В последние годы в силу разных социальных причин в классах выросло количество учеников, для которых русский язык не является родным. В школе первой ступени большую помощь в обучении ученика русскому языку может оказать учитель-логопед. Следует помнить, что среди этой категории учащихся встречаются дети с микро-социальной запущенностью, с задержкой развития различного генезиза и еще целым рядом медицинских, социальных и психических проблем. Логопеду приходится знакомиться в процессе работы с особенностями оформления речи ребенка в условиях двуязычия и уже освоившего трудности родного языка (например, в абхазском литературном языке 65 букв и 63 фонемы, много труднопроизносимых слов, слов со стечением согласных). У таких учащихся, как правило, хорошее языковое чутье и развитый фонематический слух, но в произношении русских слов сохраняются стойкие ошибки (по аналогии слов родной речи, например, оглушение и озвончение и т.п.); усвоение лексико-грамматических категорий вызывает у них особые трудности.

Компьютерные обучающие коррекционно-логопедические программы упрощают эти этапы логопедической работы и дают возможность ускорить процесс усвоения языковых норм.

Главная

Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz